Читает, да не то

Причины литературной неразборчивости современных детей и способы борьбы с ней.

Отсутствие интереса к литературе у нового поколения сильно тревожит родителей не только подростков, но и детей 9-12 лет. Современный ребёнок, кажется, уже родился с планшетом или смартфоном в руках, и на все попытки предложить ему бумажную книгу отвечает равнодушием или недовольством. Некоторые родители подростков даже не догадываются, что дитя, не просто «сидит целыми днями за компьютером,» а увлечённо…читает.

Читает комиксы, состоящие из кратких примитивных подписей к картинкам. А также блоги или фанфики, написанные его же ровесниками. И грамотность, и художественная ценность таких «произведений» зачастую оказывается настолько низкой, что скорее вредит ребёнку. Он многократно видит и подсознательно запоминает ошибочное написание слов. А сюжеты сетевых произведений часто полны насилия и беспорядочных романов, с подробными описаниями сцен, не подходящих для несовершеннолетнего читателя.

То же, к сожалению, относится и к некоторой популярной художественной литературе. Её ошибочно относят к детской, поскольку дети проявляют к ней значительный интерес. Любопытство — это совершенно естественно, ведь детей привлекает все новое, захватывающее, вызывающее сильные эмоции, а подростки живо интересуются подробностями отношений полов и вопросами установления границ дозволенного, восприятия добра и зла. Вот почему книги, выходящие «за рамки цензуры» так привлекают молодое поколение. Но такие книги могут испугать более младшего ребёнка, а старшему привить сомнительные моральные ориентиры.

Лучшим средством от подобного развития событий остаётся простой интерес к собственному ребёнку. Ознакомьтесь с содержанием популярных у детей и младших подростков книг, спросите ребёнка, что он сейчас читает. «Неподобающую» литературу не стоит прятать за сто замков и сложные пароли. (Любопытное чадо все равно найдёт к ней доступ.) Лучше прокомментировать поведение персонажей (но не книгу в целом) и высказать своё негативное отношение. Ребёнок уважает мнение родителей и прислушивается к нему гораздо больше, чем показывает. Ваше мнение даст ему новое направление для размышлений. При подобном подходе интерес к некачественной литературе постепенно исчезнет, юный читатель переключится на нечто более познавательное и поучительное.

Книга комиксов

Книга комиксов

Что касается комиксов и других слишком кратких текстов, то причин интереса к такому источнику информации может быть несколько:

  1. Пугает длинный текст

Подобное чаще встречается среди младших ребят, а также тех, у кого скорость чтения недостаточно высока. Возможно, они интересуются содержанием толстых книг, но сама мысль о затраченном времени их ужасает. Такие ребята предпочитают смотреть экранизации произведений. Школьную программу они либо забрасывают, либо читают «в сокращении» − находят в интернете простой пересказ событий, но не выносят ни морали, ни впечатлений от прочитанного. Чтобы преодолеть страх перед толстыми книгами, стоит увеличивать объёмы постепенно, переходя от коротких рассказов к повестям к романам. Предлагайте книги с захватывающим сюжетом, чтобы у ребёнка возникло желание непременно дочитать до конца.

  1. Привлекают яркие картинки

Такой подход характерен для детей с сильно развитым визуальным восприятием. Ребёнок не столько читает комиксы, сколько рассматривает их. В таком случае необходимо развивать речь ребёнка, описывая словами увиденные образы. Больше говорите с ребёнком и побуждайте говорить его. А чтобы развить часто свойственные таким детям способности к рисованию посещайте вместе картинные галереи, и музеи народного творчества. Поощряйте стремление рисовать, водите на мастер-классы или запишите в художественную школу.

  1. Ребёнок интересуется конкретными персонажами

Для подростков свойственно искать кумиров. Часто ими становятся персонажи фильмов и комиксов. Хорошим решением в данном случае будет поиск новых примеров для подражания в художественной литературе. Чтобы идея не была воспринята в штыки лучше выбрать произведения, для которых существуют экранизации, а после просмотра, если ребёнку понравилось, упомянуть о том, что «об этом ещё и книги есть.» Также полезно будет предложить ребёнку самому создать фанфик (рассказ про любимого персонажа комиксов). Написание собственного произведения отлично тренирует грамотность и умение выражать свои мысли. К тому же, ощутив себя писателем, ребёнок может не ограничится одним рассказом… И вскоре захочет ознакомится с книгами знаменитых и успешных авторов, чтобы брать с них пример.

  1. В окружении ребёнка не принята другая литература

Данный вариант встречается все реже, поскольку чтение и сочинение произведений становятся у подростков весьма модным хобби. Однако, если в компании не принято читать, то можно рекомендовать книги научно-популярные или близкие к интересам «не читающего» коллектива. (Например, книги о спорте, компьютерах.) Такие книги помогут блеснуть нужными знаниями в своей компании, а источник информации пусть останется «маленькой тайной» ребёнка.

  1. Художественные книги устарели, а все научные знания можно найти в видеоформате

Такие убеждения обычно − следствие подросткового упрямства и желания спорить со всем миром. Здесь все решается поиском и приведением противоположных примеров. Обсудите доходы авторов, процветающую индустрию книгоиздания на заказ, литературных сайтов и прочее. Не с первого раза, но постепенно подросток осмыслит вашу точку зрения.

Ребёнок просто не готов воспринимать

Ребёнок просто не готов воспринимать

Конечно, некоторые классические произведения сложно воспринимать с точки зрения современного человека. В таком случае следует подчёркивать, что эти книги рассказывают в первую очередь не о временах, а о людях, а разбираться в их чувствах и поведении крайне полезный для любого человека навык.

Начинать же чтение следует не со школьной программы, а с поиска наиболее популярных образовательных и прочих нон-фикшн книг. Подчеркните, что ни одна передача не даст столь полного и подробного восприятия и осмысления, как собственное прочтение.

Какими бы ни были причины, заставляющие ребёнка игнорировать серьёзную литературу, родителям не следует паниковать: возможно, на данном этапе ребёнок просто не готов воспринимать именно те произведения, которые ему настойчиво предлагают, через некоторое время он найдёт «свою» книгу и с удовольствием начнёт свой читательский путь в мире большой литературы. Пока же следует ненавязчиво продолжать предлагать различные варианты и с пониманием относиться к интересам юного читателя. Ведь из любого источника информации при правильном подходе можно вынести немало полезного.